Обвал перед выборами. Продолжит ли падение фондовый рынок США

Обвал фондового рынка США после аномально длительного роста может быть началом большой коррекции. Дальнейшая динамика американских акций будет зависеть от исхода выборов в Конгресс США в ноябре.

До событий последних дней на американском фондовом рынке наблюдался самый длительный за всю его историю период роста, который продолжался 3573 дня. За все это время не было ни одной коррекции более чем на 20%. Это дольше, чем затяжное ралли 1990-х годов, которое, как известно, завершилось обвалом, спровоцированным «крахом доткомов».

Почти десятилетний рост рынка акций (его совокупная капитализация увеличилась на $17 трлн — до $27 трлн) обеспечил увеличение стоимости чистых активов населения на $2 трлн. Совокупная накопленная доходность рынка за все это время достигла рекордного уровня 332%. Мало кто мог ожидать такой динамики, когда фондовый рынок США только пытался нащупать почву под ногами после обвала на 50% во время мирового финансового кризиса 2008-2009 годов.

Аномальный рост и неизбежный обвал

В этому году, несмотря на эскалацию торговых войн, фондовый рынок США продолжал расти, тестируя новые максимумы и демонстрируя новые рекорды. С апреля индекс S&P 500 вырос более чем на 15%, достигнув в сентябре новых максимумов.

В июне на американском рынке наблюдалась фиксация прибыли, катализатором которой стало повышение ставки Федрезерва и доходности казначейских обязательств, при этом индекс волатильности VIX был относительно стабилен и держался в диапазоне 12–15 пунктов.

Уверенная динамика американских акций была обусловлена, как ни странно, непростой ситуацией в мире. Рост напряженности в торговых отношениях с Китаем, Евросоюзом и партнерами по NAFTA, а также санкции против России и Ирана и волна продаж, накрывшая развивающиеся рынки, способствовали притоку дополнительных средств на фондовый рынок США во втором полугодии.

В результате динамика американских индексов оказалась значительно лучше динамики других рынков. В условиях сильной глобальной волатильности, катализатором которой стали протекционизм и популизм Дональда Трампа, а также его импровизации в Twitter, инвесторы рассматривали рынок акций США как «тихую заводь».

На пике глобальной турбулентности второго полугодия глобальные рынки и вовсе вели себя иррационально. Американские фондовые индексы тестировали все новые и новые максимумы, несмотря на укрепление доллара и повышение доходности казначейских обязательств США — инвесторы сконцентрировали внимание на росте американской экономики на фоне снижения темпов глобального экономического роста.

Лучшую динамику с начала года демонстрируют нефтяной рынок (нефть Brent подорожала на 28%) и фондовые индексы, которые зависят от котировок углеводородного сырья. Повысилась и стоимость премии за риск: пятилетний турецкий CDS вырос на 150 базисных пунктов, индекс VIX — на 42 б. п, а волатильность валют развивающихся рынков — на 30 б. п. Доходность 10-летних казначейских облигаций США выросла на 32 б. п., то есть их спред к доходности глобального долгового рынка увеличился на 80 б. п.

Рост процентных ставок в США ограничивает потенциал роста коэффициента «цена/прибыль» (P/E) у акций, который, как правило, находится в обратной корреляции с ними. C точки зрения исторической динамики рынок акций вполне мог продолжать расти, несмотря на повышение доходности казначейских облигаций США, но только если бы ее прирост не превышал 20 б. п. в месяц. Однако в текущей ситуации коррекция была неизбежна — каждое повышение доходности американских гособлигаций на 10 б. п. сопровождается снижением рынка акций в среднем на 0,3%.

Продолжение статьи: Forbes.ru